Подмосковные власти будут явочным порядком изымать частные земли под строительство дорог. Идею об упрощенном порядке изъятия земель в области для строительства дорог врио губернатора Московской области Андрей Воробьев озвучил в своем обращении к главе Правительства России. Дескать, таким образом можно будет повысить оперативность решения проблем развития дорожной сети Подмосковья. Идею Воробьева Дмитрий Медведев одобрил и поручил первому зампреду правительства Игорю Шувалову подготовить предложения по данному вопросу, сообщают «Известия».
Суть упрощенной схемы состоит в принудительном прекращении права собственности на необходимый государству участок через три месяца после оповещения владельца (сейчас на это уходит до пяти лет). Земля будет изыматься у собственника, даже если он решит судиться по поводу стоимости своего имущества.
Если закон будет принят, то уже в ближайшее время у подмосковных дачников, проживающих на территориях, подпадающих под планы строительства, начнут изымать земли. Первыми жертвами станут те, кто имел неосторожность осуществить мечту о загородном домике в окрестностях Сколково.
Упрощенный порядок изъятия земель у собственников на государственные нужды был разработан для масштабных проектов - олимпийского Сочи и места проведения саммита АТЭС на острове Русский в Приморье. В конце января этого года в первом чтении был принят закон, позволяющий изымать земельные участки в «новой Москве» по упрощенной схеме за три месяца.
Спору нет, развивать дорожную сеть нужно, однако при более внимательном рассмотрении «вкусной» темы дорожного строительства возникают вопросы.
Давайте, например, поинтересуемся, сколько километров дорог запланировано построить в Подмосковье. Согласно утвержденной в 2012 г. государственно программе «Дороги Подмосковья» за четыре года в регионе будет построено всего 58(!) км новых дорог. Напомню: всего в области 14800 км дорог, более 50% которых (опять же по данным того же государственного документа) находится в изношенном состоянии.
То есть, если не трогать нечто под названием Новая Москва, врио губернатора пишет главе российского правительства по поводу… 58 километров дорог. Давайте будем честны: 58 км – не цифра для области, и для решения вопроса наверняка не нужно было в пожарном порядке принимать такую норму.
А может, дело как всегда в другом? И наверняка в другом, ну потому что вводить такую норму из-за 58 км – несерьезно.
Серьезно другое – объем ежегодного финансирования областной программы колеблется на уроне 25 миллиардов рублей. Для сравнения: на родине Воробьева, в Красноярском крае протяженность дорог 38,7 тыс км, а в 2013 году на них потратят около 14 миллиардов рублей. То есть, в пересчете на абстрактный километр, в 5 раз меньше. Подмосковный километр оказывается в пять раз «вкусней».
«Я разделяю достаточно распространенную точку зрения, что воровство и коррупция при строительстве дорог в России неизбежно присутствуют» - говорит известный политолог и руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Вопрос только в масштабах. Все, как известно, познается в сравнении. Например, в соседней Польше сметная средняя стоимость скоростной современной дороги оценивается от 4 до 6 миллионов евро. То есть, 15 километров это максимум 3,4 млрд. рублей. в соседнем же Китае 1 километр четырехполосной автострады обходится 3 миллиона долларов, а в далекой от нас Бразилии — 3,6 миллиона долларов. С ремонтом ситуация везде разная. Возьмем по максимуму - например, ремонт километра дороги в Баварии может стоить в пересчете на доллары и до миллиона. Я не являюсь специалистов в дорожном строительстве, но простое сопоставление цифр говорит о многом. В России цифры выше.
Но в данном конкретном случае вряд ли стоит сравнивать цифры целевой программы «Дороги Подмосковья» с нормативами зарубежных стран. Тем более, мнение, что российские дороги одни из самых дорогих в мире авторитетными экономистами уже высказывалось и не раз. Подмосковье тут не исключение. Поэтому возьмем российские примеры. Весь проект скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург длиной в почти 650 километров оценивается в 200-240 миллиардов рублей. При этом ширина трассы будет составлять до 8-10 полос максимально, причем каждая из которых будет шириной в 3,75 метра (против обычных 3,5 метров). На магистрали планируется также построить до 32 развязок, 85 мостов и 167 путепроводов.
Вывод, если вооружиться калькулятором, можно легко понять, что ежегодные 25 млрд рублей при планах строительства 15 км новых дорог и ремонта примерно 300 км, сумма не только достаточная, а, скорее всего, даже избыточная. А значит почва для злоупотреблений и коррупции есть», - отмечает политолог.
Изучая биографию нынешнего врио губернатора Московской области понимаешь, как он тут появился, почему занимал те или иные посты ранее. Понятно, что основатель и фактический владелец ГК «Русское море» (более 7% рынка рыбной продукции, акциями компании владеет, как у всех умных людей, некая офшорка RS Group LTD, зарегистрированная на Британских Виргинских островах) обладает недюжинной коммерческой хваткой и способностями. И подмосковные дороги должны стать для него не только элементом его предвыборной кампании, которая ведется уже полным ходом, но и успешным бизнес-проектом с хорошей нормой прибыли.
Но хочется верить, что в Подмосковье номер с раскулачиванием дачников не пройдет. Кстати, на пути дорог могут попасться не только дачи, но и деревни, столетиями стоявшие тут. Их тоже под нож? В таком случае это будет очень большой шум не в пользу рвущегося в законные губернаторы бизнесмена. Депутат Госдумы, председатель Московского межрегионального союза садоводов, общероссийской общественной организации «Садоводы России» Андрей Туманов полагает, что «проблем возникнет больше, чем в Сочи… Властям будет очень-очень сложно при изъятии этих земель. Земельное законодательство запутанное, и, естественно, вокруг земли коррупциогенная зона. Понятно, что начнутся массовые изъятия - без этого не двинуться, не построиться. Но должна быть справедливая компенсация, а это у нас происходит только в самом крайнем случае», - отметил эксперт.
Действительно, отсутствие заранее проработанного и справедливого компенсационного пакета – характерная черта непродуманности действия временных администраторов Подмосковья. И примеры с Сочи и островом Русский здесь не работают. Хотя бы потому, что на острове Русский переселяли всего 211 семей, и тех со скандалом. В Сочах землю предлагали выкупить по цене в 2-4 раза ниже рыночной. Можно вспомнить и печальный, уже подмосковный опыт Южного Бутова в 2005 году, когда переселенцам из частного сектора власти предлагали компенсации ровно в 4 раза меньше рыночной цены.
И надеяться на честность позиций, что бы ни декларировал кандидат в губернаторы Подмосковья, не стоит. У этих, пришлых в наших местах людей – свой бизнес. В формат которого аборигены со своими грядками не вписываются.
Именно поэтому аборигены за три месяца и должны будут очистить территорию.
Источник: Общая Газета
- 3092 просмотра
По теме:
20.06.13
|
19.02.13
|
13.03.13
|
10.11.14
|
10.03.13
|